Сотрудники национального агентства морской полиции Республики Корея нашли контейнеровоз, который, предположительно, мог столкнуться с теплоходом «Александра», потерпевшим кораблекрушение в среду, когда погибли четыре россиянина и семеро пропали без вести.
Об этом сообщил председатель Дальневосточной организации Российского профсоюза моряков Николай Суханов.
Грузовой теплоход «Александра» под флагом Камбоджи (порт приписки Пномпень) в среду потерпел крушение в 16 милях от порта Ульсан. По версии экспертов, сухогруз столкнулся с неизвестным судном и затонул.Удалось спасти одного моряка. По последним данным, обнаружены тела четырех погибших, поиск еще семи членов экипажа продолжается.
«В настоящее время идут активные поиски судна, протаранившего теплоход «Александра». У властей Кореи уже есть основной подозреваемый - контейнеровоз с водоизмещением в 88 тысяч тонн», - сказал Суханов. По его словам, в среду рано утром этот контейнеровоз проходил испытания скорости в широтах, где затонул теплоход «Александра», если сухогруз действительно пострадал после столкновения с этим гигантским судном, то не удивительно, что оно без проблем продолжило путь.
«Морская полиция ведет допрос членов экипажа контейнеровоза, идет осмотр его палуб. Также специалисты проверяют обшивку судна в поисках возможных признаков столкновения», - отметил собеседник. Он подчеркнул, что активные поиски пропавших без вести российских моряков продолжаются в Южной Корее днем и ночью.
Моряк из Приморья Руслан Дричев, единственный спасенный из экипажа камбоджийского теплохода «Александра», в четверг покинул госпиталь в городе Ульсане, поскольку врачи признали его здоровым, он уже сотрудничает с морской полицией, расследующей чрезвычайное происшествие.
«Южнокорейские врачи обследовали Руслана Дричева и пришли к заключению, что он может покинуть госпиталь, поскольку состояние здоровья у него - хорошее, температура в норме, ушибов и травм - нет. Сейчас он помогает морской полиции в расследовании чрезвычайного происшествия», - сказал Николай Сханов.
По его словам, в четверг, 10 февраля, Дричев участвовал в опознании четырех членов экипажа теплохода «Александра», чьи тела в среду спасатели Южной Кореи подняли из воды на борт патрульного корабля и доставили в Ульсан.
Как сообщил представитель хабаровского офиса компании Rawley group, в чартере которого находился сухогруз «Александра», в четверг Дричев, как единственный очевидец трагедии, дал показания национальному агентству морской полиции. «Руслан Дричев сообщил, что дал показания. Он сообщил, что столкновение двух судов произошло около семи часов утра по сеульскому времени. В это время он еще спал и проснулся от сильного удара в корму теплохода. В каюту хлынула вода, которая выбросила матроса в море. Он увидел, что протараненный сухогруз быстро погружается кормой в воду, а рядом с ним - удаляющийся крупнотоннажный теплоход».
По его словам, на протараненном теплоходе автоматически раскрылись два спасательных надувных плота. На один из них и взобрался матрос и привел в действие радиобуй, посылающий сигнал бедствия и координаты. Благодаря этому спасатели нашли матроса и подняли на борт.
По мнению главы Ассоциации морских дальневосточных капитанов Петра Осичанского, шансы на то, чтобы найти живыми семерых, пропавших без вести членов команды сухогруза, невелики. Температура воды в это время года довольно холодная, чтобы человеческий организм мог выдержать долгое пребывание в ней.
Сухогруз «Александра» шел в свой последний, или, как говорят моряки, завершающий рейс. Он отвез в Японию груз дерева и с пустой носовой частью направлялся в КНР - для передачи от компании-оператора судовладельцу - Амурскому речному пароходству. Судно 1984 года постройки должно было быть разрезано на металлолом. Ранее «Александра» носила название «Омск» и ходила в основном по Амуру. Как сообщил один из бывших членов ее экипажа, еще в конце 1990-х годов, когда сухогруз получил новое имя, и перешло на морские рейсы, металл на кормовой части уже был крайне тонким. Впрочем, в компании «Rawley group» считают: то, что носовая часть не затонула, свидетельствует о том, что сухогруз все еще достаточно крепкий.
Капитан контейнеровоза, протаранившего российский теплоход "Александра", может быть привлечен к уголовной ответственности за нарушение правил безопасности движения морского судна, повлекшее гибель людей. Если будет установлено, что капитан мог без какой-либо опасности для своего судна начать спасание людей, но не сделал этого, капитан может быть привлечен к ответственности также за неоказание помощи терпящим бедствие. Об этом заявил юрист Юридической компании "ИНМАР" Павел Фигуров.
По его словам, вопрос о том, где и на основании права какого государства будут привлекаться к ответственности капитан и судовладелец, будет решаться на основании того, какой флаг у контейнеровоза и какое гражданство у его капитана. При этом большое значение будет иметь наличие международных соглашений по вопросам привлечения к уголовной ответственности, применимых к данному случаю с учетом всех обстоятельств дела.
Если капитан является корейским гражданином, то к уголовной ответственности он будет привлекаться в Корее в соответствии с корейским правом. Если будет установлено, что столкновение судов произошло по вине капитана контейнеровоза, а не вследствие случайности или непреодолимой силы, то весь материальный ущерб судовладельцу затонувшего судна возмещается за счет судовладельца контейнеровоза.
Для защиты своих интересов судовладелец затонувшего судна может в кратчайшие сроки инициировать арест контейнеровоза в порту Кореи, подать иск против судовладельца контейнеровоза и либо получить возмещение материального ущерба от судовладельца либо потребовать принудительной продажи судна.
При этом, учитывая гибель российских граждан, представители российского посольства и консульства в Корее должны взять под контроль это дело, для того чтобы не допустить избежания ответственности виновными лицами и обеспечить максимально полное расследование всех обстоятельств инцидента.