Мореход

И снова Arctic Sea...

altСухогруз с экипажем, состоявшим из 15 архангельских моряков, следовал из Финляндии в Алжир. После исчезновения в конце июля 2009 года он был обнаружен 16 августа в Атлантике недалеко от африканского островного государства Кабо-Верде. По данным следствия, Arctic Sea был захвачен гражданами Эстонии, Латвии и России. Операцию по освобождению экипажа провели моряки Черноморского флота РФ.

Мосгорсуд ранее приговорил руководителя захватчиков, уроженца Латвии Дмитрия Савинса к семи годам колонии строгого режима, рядовой пират Андрей Лунев получил пять лет колонии общего режима. Кроме того, латвийский предприниматель Сергей Демченко был приговорен к трем годам лишения свободы по обвинению в организации захвата сухогруза.

«Если в ходе судебного процесса адвокатам удастся доказать, что непосредственно нападение и захват сухогруза произошли в территориальных водах Швеции, а не в нейтральных водах, то суд может переквалифицировать дело на «угон судна». Тогда подсудимым

будет грозить не от 10 лет лишения свободы, а от 8 лет лишения свободы»,

- сказала Грушецкая.

В пятницу в суде Архангельска изучалась судовая карта, на которой проложен маршрут следования Arctic Sea в момент захвата. На маршруте видно, что за час до захвата судно находилось в нейтральных водах. В то же время координаты, указанные в судовом журнале, свидетельствуют о том, что Arctic Sea находился почти в 12 милях от указанного маршрута и шел через территориальные воды Швеции. Капитан судна Сергей Зарецкий утверждает, что в журнале координаты спорной точки записаны неверно, а следует верить координатам, указанным непосредственно на карте. При этом Савинс утверждает, что судно было захвачено в территориальных водах Швеции.

«Эти карты являются многоразовыми, маршруты на них прокладываются карандашом, а в конце рейса стираются. Кроме того, перед отправкой нас на военный корабль «Ладный»

я лично стирал все отмеченные нами маршруты и должен был стереть маршрут на этой карте»,

- сказал Савинс.

Подсудимый Игорь Борисов огласил ходатайство, в котором заявил, что представленная карта была сфальсифицирована. В связи с этим Борисов попросил направить запрос о ходе следования сухогруза Arctic Sea в ночь на 24 июля 2009 года в посольство Швеции, страны, в которой заведено уголовное дело по факту захвата сухогруза.

«Маршрут проходил так, как указано на карте, а в журнал закралась ошибка. Во-первых, мы не стали бы заходить в территориальные воды Швеции, поскольку у береговых властей возникло бы к нам много вопросов. Во-вторых, мы шли традиционным маршрутом в Алжир и отклоняться от курса просто не имело смысла», - рассказал Зарецкий.

Грушецкая пояснила, что если бы пиратов судили в Швеции, то им грозило бы по четыре года лишения свободы. Она также добавила, что суд может закончиться во второй половине февраля, но оглашение приговора обвиняемым ожидается только в марте.

Архангельский областной суд в декабре прошлого года начал рассмотрение уголовного дела в отношении захватчиков сухогруза, в отношении Дмитрия Бартенева (гражданин РФ), Виталийса Лепинса (гражданин Латвии), Евгения Миронова (гражданин Эстонии), а также не имеющих гражданства Алексея Андрюшина, Алексея Булеева и Игоря Борисова, по части 3 статьи 227 УК РФ («пиратство»).

По оценке следственных органов, стоимость захваченного судна составила более 124 миллионов рублей, а перевозимого на нем груза древесины - более 88 миллионов рублей. Кроме того, подсудимые обвиняются в хищении личного имущества членов экипажа судна на сумму более 700 тысяч рублей.

Потерпевшими по делу проходят 15 членов экипажа Arctic Sea, компания судовладелец «Арктик Си Лимитед» в лице ее директора, а также директор «Солчарт-Архангельск», в адрес которого непосредственно выдвигались требования о выкупе за судно в сумме 1,5 миллиона евро.

***

Фигуранты дела о захвате Arctic Sea начали давать первые показания. По их словам, истинной причиной нападения на сухогруз было повышение спроса на охранные услуги в Балтийском море. Заказчик захвата счел, что атака на судно в до этого безопасных водах заставит многих предпринимателей обратиться к нему за защитой.

Дмитрий Савинс, отвечая на вопросы гособвинителя, рассказал, зачем группе понадобилось захватывать сухогруз, перевозивший древесину. Как заявил Савинс, с помощью нападения, больше характерного для Сомали, члены группировки хотели создать у судовладельцев иллюзию, что Балтийское море стало небезопасным.

Таким образом, пояснил осужденный, пираты собирались повысить спрос на охранные услуги в этом районе, которые сами же и планировали оказывать. Идея, утверждает он, принадлежала эстонскому предпринимателю Ээрику-Нийле Кроссу. Ранее, давая показания перед приговором в Мосгорсуде, Савинс рассказывал о нем более подробно.

Прежде чем заняться коммерцией, Кросс десять лет руководил эстонской внешнеполитической разведкой.

Савинс же был деловым партнером экс-шпиона, занявшегося нефтегазовыми проектами. С приходом кризиса Кросс предложил Савинсу поправить материальное положение с помощью захвата судна. За Arctic Sea планировалось потребовать крупный выкуп, а громкая история с захватом, которую все лето 2009 года обсуждали СМИ, должна была подстегнуть интерес судовладельцев к охранным предприятиям, готовым работать в Балтийском море. Однако эти планы нарушили российские военные, отбившие судно у пиратов в районе Кабо-Верде.

Где сейчас находится сам Кросс, следствию неизвестно.