Организация под эгидой ООН единого командования антипиратскими операциями в Индийском океане повысит эффективность международных усилий по борьбе с морскими разбойниками, заявил командующий индийскими ВМС адмирал Нирмал Верма.
В конце 2010 года пираты стали появляться в западной части Индийского океана, в нескольких сотнях миль от побережья Индии. С начала 2011 года индийские военные моряки четыре раза применяли оружие против пиратских судов в этом районе и захватили в общей сложности 120 сомалийских морских разбойников. Они были переправлены в Мумбаи и ожидают суда за решеткой.
Борьба с пиратами у берегов самого Сомали и в Аденском заливе ведется в рамках военно-морской миссии Евросоюза "Аталанта" (с 2008 года) и начатой в 2009 году операции НАТО Ocean Shield. В ходе операции Ocean Shield, помимо первоочередной задачи борьбы с пиратством, предполагается также помочь странам региона запустить собственные меры противодействия пиратам. В операциях по защите судоходства участвуют и российские корабли.
"Введение объединенного командования способно повысить эффективность операций военно-морских сил. Индия предпочла бы действовать в рамках объединенного командования под эгидой ООН", - сказал адмирал. При этом именно действия военно-морских сил различных стран у берегов Сомали он назвал одним из факторов смещения активности пиратов на восток. Верма рассказал также, что в последнее время пираты меняют тактику. "Пираты стали захватывать для использования в качестве баз более крупные, качественные суда. Эти суда позволили пиратам действовать вдали от берегов Сомали и выдерживать штормы", - сказал он.
"Все больше сомалийцев идут в пираты. Это стало понятно после того, как на одном судне-базе мы задержали 61 пирата. Пираты стремятся использовать одно судно-базу для захвата множества торговых судов в один заход. Также они начали вербовать в пираты подростков, не достигших 18-летнего возраста, среди них встречаются даже 11-летние", - сказал Верма. По его словам, "индийские ВМС продолжат операции против пиратов в Аденском заливе и в Аравийском море в расчете на то, что задержанные пираты будут осуждены и наказаны". Кроме того, власти Индии планируют ужесточить ряд положений законодательства, чтобы облегчить наказание для пиратов, добавил адмирал.
"Мы также обсуждаем со странами региона процедуры, которые облегчат передачу пиратов в те страны, рядом с которыми они схвачены", - сказал он. Применение индийскими военными оружия против пиратов командующий считает оправданным. "В таких ситуациях, когда против тебя применяют оружие, приходится открывать ответный огонь. Когда сопротивления нет, то о применении силы не идет и речи", - сказал адмирал.
Комментируя вопрос присутствия вооруженной охраны на гражданских судах, Верма отметил необходимость учитывать связанные с этим риски. "Вопрос ношения оружия на борту торговых судов сопряжен с такими проблемами, как проверка биографических данных охранников, безопасное хранение оружия на борту, особенно во время захода в порт, управление и контроль за деятельностью таких отрядов", - сказал он.
Верма добавил, что Индия сейчас изучает возможность допуска вооруженной охраны на суда под индийскими флагами - для военно-морских сил страны безопасность 100 тысяч индийских моряков очень важна, подчеркнул он. "Согласно международным из зарубежных источников, 24 корабля находятся в руках пиратов. На пяти из них суммарно находятся 46 членов экипажа из Индии. Их безопасность и свобода очень важны для нас", - сказал адмирал.
В настоящее время в плену у пиратов, по данным СМИ, находятся в общей сложности 22 судна и около 500 членов экипажей, а средняя сумма требуемого выкупа за освобождение судна достигает 5 миллионов долларов. Сомали не может справиться с проблемой пиратства, так как перестало существовать как единое государство еще в 1991 году после падения диктаторского режима Мохаммеда Сиада Барре, правившего с конца 1960-х годов. Сейчас в качестве единственной законной власти в стране международное сообщество признает федеральное правительство Сомали, однако последнее контролирует лишь часть столицы - города Могадишо - и ряд районов распавшегося государства. По данным ООН, с 2000 по 2007 годы ежегодно совершалось в среднем по 26 нападений пиратов на корабли у побережья Сомали. В 2008 году это число возросло до 111 и достигло 400 в 2009 и 2010 годах, распространившись также на Аденский залив, Красное море и Индийский океан. Только в 2010 году, по данным ООН, около 790 моряков были захвачены в заложники пиратами.