
В том случае, если на борту судна отсутствует коллективный договор, одобренный Международной федерацией транспортников (МФТ/ITF), морские эксперты рекомендуют морякам проверять индивидуальный контракт по нескольким важным позициям.
Членам экипажа при подписании контракта следует выполнять следующие рекомендации:
- не приступать к работе на судне без письменного контракта;
– никогда не подписывать незаполненный контракт или контракт, который обязывает моряка подчиняться неконкретизированным или непонятным условиям;
– проверить, есть ли в контракте ссылка на коллективный трудовой договор. Если есть, удостовериться, что моряку известны положения коллективного договора, и хранить его копию вместе с экземпляром контракта;
– проверить, четко ли оговорен срок действия контракта;
- не подписывать контракт, в котором предусматривается возможность изменения срока его действия судовладельцем в одностороннем порядке. Любые изменения срока действия контракта должны производиться по обоюдному согласию;
– проверить наличие в контракте четкого указания основной ставки заработной платы и продолжительности рабочего времени;
– удостовериться, что порядок и ставка оплаты сверхурочного времени четко оговорены;
– убедиться в том, что в контракте четко сказано, сколько дней оплачиваемого отпуска моряк получит за каждый отработанный месяц;
- проверить, расписаны ли отдельными позициями контракта основная ставка оплаты труда, оплата сверхурочного времени и отпуска;
– проверить, указано ли в контракте, что затраты по репатриации должен оплатить наниматель. Нельзя подписывать контракт, в котором содержатся положения, предусматривающие ответственность моряка за оплату любой части затрат по прибытию на судно или по репатриации;
– не подписывать контракт, в котором предусматривается право судовладельца задерживать сроки оплаты или производить удержания из заработной платы в течение срока действия контракта;
– необходимо получить подтверждение (желательно в виде письменного соглашения или вытекающих из контракта обязательств) размера компенсации, выплачиваемой в случае: болезни или травмы в течение срока действия контракта; смерти (сумма, выплачиваемая ближайшему родственнику); гибели судна; утраты личного имущества вследствие гибели судна; досрочного расторжения контракта;
– не подписывать контракт, в котором содержатся положения, ограничивающие права моряка быть членом профсоюза, общаться, консультироваться или поручать представление своих интересов любому профсоюзу по своему выбору.
– обязательно получить и сохранить свой подписанный экземпляр договора;
– проверить условия расторжения контракта, в том числе, за сколько дней судовладелец обязан предупредить моряка о его расторжении.
По словам специалистов, несмотря на положения и условия контракта, добровольно заключенный моряком договор будет признан юридически обязывающим документом в суде большинства государств.